Положение о классном руководстве СОШ 11

 Федеральным

законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
 Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
 Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
 Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
 Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
 распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
 ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
 ФГОС
основного общего образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
среднего общего образования, утвержденного приказом
 ФГОС
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
 приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении
Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и
иных
работников
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность».
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном
контакте с администрацией Школы, органами школьного и классного
ученического самоуправления, родителями (законными представителями),
классным родительским советом, педагогом- психологом, педагогоморганизатором, педагогами дополнительного образования и кураторами
направлений.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного
руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя
определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и
развития личности обучающихся, изложенными в Федеральном законе от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указе
Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года».
2.2. Цели работы классного руководителя:

формирование и развитие личности в соответствии с семейными и
общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении
социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации
обучающихся:
опора на духовно-нравственные ценности народов Российской

Федерации, исторические и национально-культурные традиции;

организация социально
открытого
пространства
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;

интегративность программ духовно-нравственного воспитания;


социальная востребованность воспитания;
поддержка
единства,
целостности,
преемственности
и

непрерывности воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав

родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов
каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания

(семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
создание благоприятных психолого-педагогических условий в

классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков
общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах
взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и
социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли,
насилия, проявления жестокости;

формирование у обучающихся высокого уровня духовнонравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и
российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им
следовать;

формирование внутренней позиции личности обучающегося по
отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности,
в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым
сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред
здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию
жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции,

чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток


пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй
мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовывать свой

потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и
социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения,
детских общественных движений, творческих и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных
задач:
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения

результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности
обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного
освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного
развития педагогической компетентности;
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и

социализации обучающихся с использованием ресурсов социальнопедагогического партнерства;

взаимодействие с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних
обучающихся,
повышение
их
педагогической
компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей,
методах
ограничения
доступности
интернет-ресурсов,
содержащих
информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка
семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию
ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов

каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами
педагогического коллектива Школы, органами социальной защиты, охраны
правопорядка и т. д.;

участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и
вариативная части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания
деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый
состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач
воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по
классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий
Школы.
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и
социализации обучающихся в классе, включая:
содействие повышению дисциплинированности и академической

успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля
посещаемости и успеваемости;

обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
содействие
успешной
социализации
обучающихся
путем

организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих
формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в
том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося

класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации
развития ребенка в семье;

выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в
различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых
и конфликтных;
выявление
и
педагогическую
поддержку
обучающихся,

нуждающихся в психологической помощи;

профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;

содействие формированию у детей с устойчиво низкими

образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них
познавательных интересов;
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие

развитию их способностей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся,
осуществляемая с классом как социальной группой, включая:

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной
группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,

формирование благоприятного психологического климата, толерантности и
навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;

формирование ценностно-ориентационного единства в классе по
отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям,
здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству
ответственности за будущее страны, признанию ценности достижений и
самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной
деятельности;


организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую
деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений,

создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
профилактику
девиантного
и
асоциального
поведения

обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в
детском коллективе.
2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся,
включая:

привлечение
родителей
(законных
представителей)
к
сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых
подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для
развития личности каждого ребенка;
регулярное информирование родителей (законных представителей)

об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного
года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных
мероприятиях и событиях жизни класса;

координацию взаимосвязей между родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками
образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности родителей

(законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания
консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного
развития детей.
2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая:

взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к
обучению и воспитанию;

взаимодействие с администрацией Школы и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной
деятельности обучающихся и класса в целом;

взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и
педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных
особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса,
построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами

дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в
различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую,


трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурноспортивную, игровую и др.;
взаимодействие
с
педагогом-организатором,
педагогом
библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими
вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной
деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных
мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией

Школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками

Школы (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с
целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во
взаимодействии с социальными партнерами, включая:

участие
в
организации
работы,
способствующей
профессиональному самоопределению обучающихся;
участие в организации мероприятий по различным направлениям

воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического
партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного
образования детей, научных и образовательных организаций;
участие в организации комплексной поддержки детей из групп

риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников
социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта,
профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику Школы и включает в себя:
2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское
движение школьников» в соответствии с планом воспитательной работы Школы.
2.8.2. Участие в общешкольных, муниципальных, региональных и
всероссийских акциях в соответствии с планом воспитательной работы Школы.
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:

самостоятельно определять приоритетные направления, содержание,
формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной
деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на
основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
вносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического

совета, органов государственно-общественного управления предложения,
касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий

воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся
класса,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся;
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов

Школы в части организации воспитательной деятельности в Школе и
осуществления контроля ее качества и эффективности;

самостоятельно
планировать
и
организовывать
участие
обучающихся в воспитательных мероприятиях;
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру

Школы при проведении мероприятий с классом;
получать своевременную методическую, материально-техническую

и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного
управления Школы для реализации задач по классному руководству;

приглашать в Школу родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с
осуществлением классного руководства;

давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при
подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими

работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с
отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную

репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны
администрации
Школы,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;

повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии,
теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с
классным руководством.
4. Организация деятельности классного руководителя
4.1. Классный руководитель :
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;

выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит

профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости
учебных занятий;

организует и контролирует дежурство учащихся по Школе;
организует различные формы индивидуальной работы с учащимися,

в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.
4.2. Классный руководитель МБОУ СОШ № 11:
проверяет и отмечает в журнале (в том числе электронном)

причины пропусков учащимися занятий;

проводит час классного руководителя (классный час), уроки
Мужества в соответствии с планом воспитательной работы и утвержденным
расписанием;
организует работу с родителями (законными представителями);


проводит работу с учителями-предметниками и педагогами
дополнительного образования, работающими в классе;

анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по
отдельным обучающимся.
4.3. Классный руководитель МБОУ СОШ № 11:
посещает уроки в своем классе (согласно графику);

получает консультации у психологической службы и отдельных

учителей;

организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти (полугодия):
оформляет и заполняет классный журнал (в том числе

электронный);

участвует в работе методического объединения классных
руководителей;
проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за

четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую

четверть;
проводит классное родительское собрание;


предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной
работе информацию об успеваемости учащихся класса за четверть, год.
4.5. Классный руководитель ежегодно:

оформляет личные дела учащихся;
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень

воспитанности учащихся в течение года;
составляет план воспитательной работы в классе;


собирает, анализирует и предоставляет информацию об
обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1,
отчет о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве выпускников и пр.).
4.6. Классный час, дата и время которого утверждаются директором
Школы, обязателен для проведения классным руководителем и посещения
обучающимися. Неделя, содержащая общешкольные мероприятия, освобождает
от необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени
классного часа, его отмена недопустимы. Администрация должна быть
информирована не менее чем за сутки о невозможности проведения внеклассного
мероприятия с обоснованием причин.
4.7. В целях обеспечения четкой организации деятельности Школы
проведение досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов,


дискотек), не предусмотренных планом Школы и годовым планом классного
руководителя, не допускается.
4.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в
четверть.
4.9. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение
общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе
проведения
мероприятий.
Присутствие
классного
руководителя
на
общешкольных мероприятиях обязательно.
4.10. При проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы
классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан
обеспечить сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся.
О проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный
руководитель в письменном виде уведомляет администрацию Школы не менее
чем за три дня до мероприятия.
4.11. В соответствии со своими функциями классный руководитель
выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание

индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты,

соревнования и др.).
5. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведет следующую документацию:
личное дело обучающегося;


классный журнал (в том числе электронный);
журналы по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ;

анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного

плана работы Школы). Форма анализа и плана воспитательной работы
определяется администрацией Школы;
социальный
паспорт
класса
(форма
устанавливается

администрацией Школы);

результаты педагогического, социологического, психологического,
физического исследования обучающихся класса;
характеристики на обучающихся (по запросу);


протоколы заседаний родительских советов и родительских
собраний, материалы для подготовки родительских собраний;
разработки,
сценарии,
сценарные
планы
воспитательных

мероприятий, проводимых с детьми (в том числе классных часов – при
необходимости);
аналитические материалы.

6. Оценка эффективности деятельности классного руководителя

6.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с
классным руководством, относятся:
комплексность как степень охвата в воспитательном процессе

направлений, обозначенных в нормативных документах;
адресность как степень учета в воспитательном процессе

возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;

инновационность как степень использования новой по содержанию
и формам подачи информации, личностно значимой для современных
обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том
числе интернет-ресурсов, сетевых сообществ, блогов и т. д.;
системность как степень вовлеченности в решение воспитательных

задач разных субъектов воспитательного процесса.
6.2. Оценка эффективности происходит один раз в год в результате
проведения экспертизы. Экспертизу проводит комиссия, члены которой
назначаются директором Школы.
6.3. Экспертное оценивание происходит по следующим критериям:

сформированность знаний, представлений о системе ценностей
гражданина России;
сформированность позитивной внутренней позиции личности

обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
наличие опыта деятельности на основе системы ценностей

гражданина России.
6.4. Результаты оценки эффективности деятельности по классному
руководству являются основой для поощрения классных руководителей.
7. Механизмы стимулирования классных руководителей
7.1.
Материальное
стимулирование
выражается
в
форме
ежемесячных выплат и является обязательным условием возложения на
педагогов с их письменного согласия этого дополнительного вида деятельности.
7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
7.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание
благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства,
включая:

создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов
воспитательной деятельности между собой и администрацией Школы;

создание системы наставничества и организацию методического
объединения педагогических работников, осуществляющих классное
руководство;
организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом

дополнительных задач по классному руководству.
7.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к
принятию решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных

полномочий и создание условий для профессионального развития и роста,
включая:
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя

методического объединения педагогических работников, осуществляющих
классное руководство;
предоставление
возможности
участия
в
конкурсах

профессионального
мастерства
с
целью
развития
личностной
и
профессиональной самореализации;

предоставление возможности повышения квалификации, участия в
стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного
характера.
7.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование
разных механизмов создания благоприятного психологического климата в
педагогическом коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, включая:
создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных

ситуаций между участниками образовательных отношений;

организацию
консультаций
и
создание
условий
для
психологической разгрузки и восстановления в Школе или вне ее для
профилактики профессионального выгорания в связи с осуществлением
педагогическими работниками классного руководства.
7.2.4.
Моральное
стимулирование
педагогических
работников,
обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны
коллектива, администрации Школы, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм
поощрения деятельности по классному руководству, включая:

публичное
признание
результатов
труда
педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с
занесением в трудовую книжку, награждения почетными грамотами и
благодарственными письмами различного уровня, выдачи статусных знаков
отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на доске почета;

размещение информации об успехах социально-значимой
деятельности педагогических работников, осуществляющих классное
руководство, в СМИ и на официальном сайте Школы;

информирование родительской общественности о достижениях,
связанных с осуществлением педагогическими работниками классного
руководства;
организацию исполнительными органами государственной власти и

органами местного самоуправления конкурсов для выявления лучших
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;

учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград
для педагогических работников, осуществляющих классное руководство:
нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.


Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».